Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Внедрение службы риск-менеджмента
Описанная выше структура службы риск-менеджмента является достаточно полной и хорошо организованной. Особенностью ее является то, что работа функциональных групп на исполнительном уровне строго взаимосвязана. Между группами постоянно происходит обмен информацией, позволяющий находить правильные решения возникающих проблем.
Однако такая структура должна формироваться постепенно. Целесообразно начать внедрение службы в ОАО "Автоагрегат" с введения должности риск-менеджера. Затем следует создать информационную базу, так как только достоверная, своевременная и точная информация может обеспечить эффективную работу по управлению рисками. Далее необходимо расширять отдел и создавать отдельные функциональные группы. Возможным является не создание целых групп, а ввод новых должностей, занимающихся отдельно мониторингом и анализом, разработкой мероприятий по нейтрализации рисков и т.д. Для ОАО "Автоагрегат" достаточно иметь по одному специалисту каждой функциональной группы, так как предприятие не слишком крупное. Заключительным этапом внедрения службы риск-менеджмента на предприятии является привитие всей организации культуры риск-менеджмента, которая заключается в личном участии и ответственности каждого работника в управлении рисками.
К функциям службы управления рисками относятся: прогнозирование, организация, регулирование, координация, стимулирование и контроль [17].
На начальном этапе внедрения нового отдела на предприятии ОАО "Автоагрегат" вводится новая должность - риск-менеджер. На эту должность должен быть выбран наиболее перспективный работник финансового отдела предприятия. Отбор необходимо проводить по следующим критериям:
наличие высшего образования по профессии менеджер;
стаж работы на данном предприятии не менее 5 лет;
наличие личных качеств: инициативность, умение самостоятельно принимать решения, умение руководить, дальновидность.
Целесообразно направить работника на повышение квалификации, например, курсы риск-менеджмента. Стоимость такого обучения составит в среднем 30 000 руб.
Главная задача риск-менеджера на данном этапе внедрения - формирование в организации культуры понимания рисков. Это означает, что каждый служащий будет отвечать за свой деловой риск. Данный процесс осуществляется под четким руководством директора предприятия. Так как политика, планирование и структура управления, а теперь и система управления рисками формируется только высшим руководством предприятия. Однако в разработку предложений для формирования политики и стратегии риска, концепции управления больший вклад вносит специалист риск-менеджмента.
Далее (желательно в течение года) постепенно должна быть сформирована вся служба по управлению рисками предприятия. В службу должны войти:
специалист по мониторингу и анализу;
специалист по планированию антирисковых мероприятий;
специалист по управлению в кризисных ситуациях;
специалист перспективно-методологического развития;
специалист по сбору и хранению информации.
Отбор на эти должности работников ОАО "Автоагрегат" необходимо проводить, ориентируясь на критерии, приведенные выше. Сотрудники предприятия уже имеют опыт работы и знают систему функционирования организации, потому им легче понять специфику работы нового отдела, чем привлеченному извне персоналу. Выбор работников можно проводить из следующих отделов: планово-экономический отдел, финансовый отдел и отдел маркетинга.
Сформировать службу риск-менеджмента в ОАО "Автоагрегат" целесообразно в одном из его сводных помещений предприятия или, как один из вариантов, объединить отдел сбыта и отдел маркетинга в один отдел - отдел маркетинга, а в освободившемся помещении создать службу управления рисками.
Заработную плату работников нового отдела необходимо увеличить на 2000 руб. от их сегодняшней заработной платы в целях стимулирования специалистов. Далее возможно повышение оплаты труда при эффективной работе отдела для мотивации работников. Так как число работников нового отдела составит 6 человек, то соответственно, затраты на заработную плату (точнее, на ее увеличение) составят 12000 руб.
На реализацию данного проекта необходимы денежные средства. К затратам по организации работы службы риск-менеджмента относятся: