Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Расчет резервов повышения качества
Определим абсолютный и относительный размер брака по предприятию, абсолютный и относительный размер потерь от брака, а также фактическое отклонение потерь от брака по сравнению с плановыми по следующим исходным данным за 2009 год:
производственная себестоимость валовой (товарной) продукции предприятия - 2258 млн. руб.;
себестоимость полностью забракованной продукции - 65 млн. руб.;
сумма, удержанная с лиц-виновников брака, - 5,1 млн. руб.;
стоимость планируемых потерь от забракованной продукции - 1 млн. руб.
Определим абсолютный размер брака. Абсолютный размер брака равен сумме стоимости полностью забракованной продукции и затрат по устранению дефектов по исправимому браку Аб =65 + 0 = 65 млн руб. Определим абсолютный размер потерь от брака: Ап. б. =65 - 5,1 = 59,9 млн. руб. Определим относительный размер брака: Оо. б. = 65/2258 * 100= 2,9%. Определим относительный размер потерь от брака: О п. б. = 59,9/2258 · 100% - 100% = 2,7 %. Определим экономию затрат на 1% снижения брака: Э = 59,9/2,7% / 100% = 1,617 млн. руб.
Таким образом, экономия затрат на 1% барка составляет 1,617 млн. руб.
На следующем этапе выявим резервы роста объема производства за счет сокращения и устранения производственного брака по следующим исходным данным.
В 2009 году на предприятии потери от брака составили 59,9 млн руб. при себестоимости валовой (товарной) продукции 2258 млн руб. В 2010 году планируется сократить потери от брака до 53,3 млн руб. при увеличении себестоимости валовой продукции до 2300 млн руб. Объем валовой продукции в 2009 году составлял 2315 млн руб., план на 2010 год - 2431 млн руб. Определим относительный размер брака: в 2009 году: Об = (59,9/2258) · 100 = 2,9%; В 2010 году: Об = (53,3/ 2300) · 100 = 2,3%. Можно отметить, что в плане предусмотрено незначительное увеличение размера брака и потерь от брака - 0,6%. Это обстоятельство связано с увеличением объема выпускаемой продукции. Определим объем продукции, недополученной из-за брака по фактическому его проценту: в 2009 году: ∆g =2315 · 2,9 /100 = 67,135 млн руб.; в 2010 году: ∆g = 2431 · 2,3/100=55,913 млн pyб. Таким образом, в савязи абсолютным и относительным увеличением потерь от брака в 2010 году потери объема производства по причине брака уменьшаться. Это является положительной тегденцией развития предприятия.
Заключение
На сегодняшний день, управляя и контролируя качество труда и продукции, можно достичь более высоких качественных показателей производства. Это способствует большей конкурентоспособности на рынке. Так как повысились требования НТП, которые диктуют коренные качественные изменения во всех сферах производственной деятельности, то ужесточились и требования к свойствам и характеристикам продукции (надежность, долговечность, сохраняемость, безотказность, эстетичность, экономичность в эксплуатации и др.) Улучшение качества готовой продукции, в свою очередь, требует повышения качества сырья, материалов, комплектующих изделий, внедрения новых прогрессивных технологий и методов организации производства и труда. Поэтому задача повышения качества продукции приобретает комплексный характер.
Повысить качество - это значит из того же количества сырья и материалов выпустить продукцию, более полно удовлетворяющую общественные потребности. Эффект от повышения качества продукции выражается в разнообразных формах: прямая экономия материалов и энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости оборотных средств, ускорение экономического и социального развития предприятия.
В повышении качества продукции заинтересованы как изготовители, так и потребители, а также государство.
Оптимальное значение качества продукции такое, при котором достигается наибольший полезный эффект от ее эксплуатации (потребления) при заданных затратах на создание и эксплуатацию (потребление). Подводя итоги работы, можно утверждать, что качество продукции является важнейшей составляющей конкурентоспособности предприятия. Политика предприятия в области обеспечения качества производимой продукции должна определять приоритет потребителя в вопросах качества и обеспечивать экономическую заинтересованность всех участников производства в создании, выпуске и использовании высококачественной продукции.