Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Оценка экономической эффективности виртуального предприятия агробизнеса методами экономико-математического моделирования
Например, при оценке привлекательности рынка по пятибалльной шкале единица означает, что рынок крайне непривлекателен для предприятия, пять - рынок крайне привлекателен для предприятия, три - среднее значение привлекательности.
Вес и оценка выставляются независимыми экспертами или специалистами предприятия на основании данных маркетинговых исследований, с учетом целей предприятия.
Взвешенная оценка - произведение веса на оценку - рейтинг привлекательности рынка для предприятия или готовности предприятия к интеграции.
Таблица 1. Матрица оценки привлекательности Интернет-рынка для предприятия.
Стратегические факторы привлекательности Интернет-рынка |
Вес |
Оценка |
Взвешенная оценка |
Темпы роста рынка Аудитория пользователей Емкость рынка Барьер входа на рынок Качество телекоммуникаций Степень распространения кредитных карт (цифровых денег) Уровень конкуренции на рынке Наличие всеукраинской экспресс-доставки Структура затрат рынка Степень развития онлайновой психологии у потребителя |
0,15 0,15 0,1 0,1 0,1 0,1 0,06 0,1 0,08 0,06 |
4 4 3 4 2 3 5 4 3 4 |
0,6 0,6 0,3 0,4 0,2 0,3 0,3 0,4 0,24 0,24 |
Итого |
1,00 |
3,58 |
Рейтинг равен 3,58 - привлекательность рынка для предприятия выше среднего.
Таблица 2. Матрица оценки готовности предприятия к интеграции.
Стратегические факторы готовности предприятия к интеграции |
Вес |
Оценка |
Взвешенная оценка |
Характеристика продуктового ассортимента Сила торговой марки Наличие широкой сети клиентов Наличие системы распределения и доставки товаров Относительная доля традиционного рынка Наличие персонала, способного работать в Интернет-пространстве |
0,15 0,15 0,15 0,2 0,2 0,15 |
5 3 4 4 5 4 |
0,75 0,45 0,6 0,8 1,00 0,6 |
Итого |
1,00 |
4,2 |
Рейтинг равен 4,2 - высокая готовность предприятия к интеграции.
Позиционирование проекта в матрице вероятности успешной реализации, согласно полученным рейтингам (3,58; 4,2) позволяет сделать вывод о том, что реализация данного Интернет-проекта имеет высокую вероятность успеха (см. рис. 4). В связи с этим рекомендуется придерживаться выбранной стратегии реинжиниринга компании и оценить дополнительные мероприятия: продвижение товара помимо собственного электронного магазина и через Интернет-посредников, а также закупку товара и продажу излишков через корпоративные торговые площадки. В этом случае предприятие может получить дополнительную экономию и увеличить потребительскую аудиторию без высоких расходов и рисков.
Матрица вероятности успешной реализации проекта призвана помочь менеджеру принять наиболее рациональное решение, но это лишь инструмент, который хорошо работает в опытных руках. Универсальность матрицы обусловлена возможностью применения данной группы факторов для оценки позиции любого предприятия. Гибкость матрицы проявляется в возможности выбора конкретных стратегических факторов, которые могут меняться в зависимости от текущего момента и деятельности предприятия.
Слабыми местами данного подхода являются: отсутствие на Украине необходимого опыта проведения исследований Интернет-рынка, отсутствие квалифицированных Интернет-специалистов и, как следствие, достаточно высокая субъективность оценок. Западные методики и жесткие математические модели, применяемые для исследования электронного рынка, не выдерживают дополнительной тяжести всех факторов и рисков украинского Интернет-рынка. Сегодня приходится оперировать в большей степени экспертными оценками, нежели данными каких-либо исследований, просто потому, что таких исследований или не проводилось вообще, или они малодостоверны, поскольку охватывали незначительную часть рынка. Но это, вероятно, вопрос времени.