Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Структура системы конкурентоспособности
В соответствии с сущностью системного подхода СКсп состоит из внешнего окружении (за «черным ящиком») и внутренней структуры (внутри «черного ящика»).
К внешнему окружению СКсп относятся «вход», «выход», связи с внешней средой и обратная связь.
Внутренняя структура СКсп состоит из пяти подсистем; 1) научное сопровождение системы; 2) целевая подсистема; 3) обеспечивающая подсистема; 4) управляемая подсистема; 5) управляющая подсистема. По отношению к «черному ящику» целевую подсистему помещается на его «выходе», а обеспечивающую (энергетическую) - на «входе». Первая подсистема - научное обоснование системы - связана со всеми подсистемами СКсп, поэтому она помещается в центре - «черного ящика». Таким образом, структура системы имеет схематическое изображение, представленное на рисунке 3.1. Опишем эту схему.
К компонентам «входа» системы относятся поступающие на предприятие извне новшества, сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, информация, новое оборудование, вновь поступающий персонал, документы и т. д. Задача специалистов в области управления сводится к обеспечению конкурентоспособного «входа» системы путем проведения маркетинговых исследований и отбора наиболее ответственных и конкурентоспособных поставщиков. Если «вход» будет неконкурентоспособным, то при любом уровне процесса по переработке «входа» в «выход» параметры «выхода» системы тоже будут неконкурентоспособными.
«Выходом» СКсп являются выпускаемая предприятием продукция.
Основными условиями обеспечения потенциальной конкурентоспособности «выхода» являются: 1) высокое качество стратегических маркетинговых исследований и обоснованности нормативов конкурентоспособности будущей продукции, услуг, новшеств; 2) обеспечение конкурентоспособных параметров «входа» системы в процессе ее функционирования; 3) обеспечение конкурентоспособных параметров процесса в системе; 4) изучение конъюнктуры рынка, применение эффективной информационно-рекламной деятельности по выпускаемой продукции, каналов ее распространения (сбыта), сервисного обслуживания и других инструментов рыночного механизма. В соответствии с маркетинговым подходом, с хорошей продукцией необходимо попасть по подготовленным каналам в нужное место в нужное время по оптимальной цене для конкретного потребителя.
К компонентам обратной связи СКсп системы управления относятся дополнительные требования и рекламации потребителей, новая информация по научно-техническому прогрессу (НТП) и конъюнктуре рынка и т. п. Обратная связь может быть как с предприятием-изготовителем непосредственно, так и с поставщиками «входа» системы (например, с изготовителем компрессора как комплектующего изделия для трактора, изготовителем принтера как комплектующего изделия компьютера).
К внешней среде системы относятся макросреда, инфраструктура региона (мезосреда) и микросреда предприятия.
Как уже отмечалось выше внутренняя структура СКсп состоит из пяти подсистем: 1) научное сопровождение системы; 2) целевая подсистема; 3) обеспечивающая подсистема; 4) управляемая подсистема; 5) управляющая подсистема.
Вход Выход
Обратная связь
Рисунок 3.1. Система конкурентоспособности (СКсп)
По отношению к «черному ящику» целевую подсистему помещаются на его «выходе», а обеспечивающую (энергетическую) - на «входе». Первая подсистема - научное обоснование системы - связана со всеми подсистемами СКсп, поэтому она помещается в центре - «черного ящика».
Подсистема научного обеспечения системы состоит из следующих компонентов: изучение механизмов действия экономических законов и законов организации (1.1); применение научных подходов к управлению (1.2); применение принципов управления различными объектами (1.3); применение современных методов и моделей управления (1.4).