Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Стратегический анализ фирмы
Стратегия - программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области [11].
Выбор стратегии на прямую связан с целями организации, и наиболее главными и приоритетными целями являются поддержание и улучшение долгосрочной рыночной позиции и конкурентоспособности организации.
Стратегический менеджмент - теория и практика обеспечения стратегической конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегии организации при возложении ответственности за эту работу на ее руководителей [11].
Стратегический анализ (портфельный анализ) - является основным элементом стратегического планирования . Стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления. Основным методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.
Первый этап - определение миссии организации.
Миссия - философия существования, стратегическая цель, принципиальное назначение организации, которыми она отличается от других организаций и в рамках которых определяет характер своих действий. Содержание миссии организации включает философию (базовые взгляды, принципы и ценности, система мотивов); описание сферы деятельности, продукта организации, цели организации (текущие и стратегические); характеристику потенциала и технологий; описание внутренней концепции, сильных сторон организации, ее конкурентных преимуществ, перспектив развития; характеристику рынка, где работает организация, описание внешнего образа (имиджа) организации. [11].
Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.
Второй этап - формулирование целей и задач.
Для описания характера и уровня деловых притязаний применяются термины «цели» и «задачи».
Цель - выраженное количественно или качественно будущее состояние объекта управления, достижение которого обеспечит решение проблемы [11].
Цели для нижележащих уровней фирмы рассматриваются как задачи.
Цель и основные задачи составляют фон, в условиях которого формулируются предполагаемые стратегии, а также критерии, по которым они оцениваются.
Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь по крайней мере четыре типа целей: количественные цели; качественные цели; стратегические цели; тактические цели.
Анализ и оценка внешней среды является третьим этапом стратегического анализа.
Обычно этот процесс считается исходным процессом стратегического планирования, так как он обеспечивает базу для выработки стратегии поведения.
Внешняя среда - область стратегических изменений, которые осуществляются в процессе реализации стратегии [12].
Анализ среды предполагает исследование макросреды и непосредственного окружения (микросреда).
Анализ макроокружения подразумевает изучение влияния на фирму таких факторов среды, как состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, научно-технологический уровень. Макросреда предполагает изучение макроэкономических, социальных, юридических, международных и технологических факторов, которые могут влиять на организацию [13]. Макросреда одинакова для всех работающих в ней организаций.
Микросреда - это непосредственная или отраслевая среда, т.е. та обстановка, в которой непосредственно действует организация [13]. Она включает оценку конкурентной структуры отрасли, в которой действует организация, а также ключевых параметров развития отрасли. Микросреда является индивидуальной для каждой организации, любое предприятие обладает уникальным сочетанием действующих факторов. Анализ микросреды включает в себя изучение следующих основных параметров: покупатель, поставщик, конкуренты, рынок рабочей силы.
Покупатель и рынок. Необходимо получить ответы на следующие вопросы:
- является ли покупатель конечным пользователем продукции?;
- какова ценовая чувствительность различных видов продукции?;
- насколько стабильны отношения производитель - покупатель в данной отрасли промышленности?;
- каково распределение покупателей в аспекте географии, объема продаж?.
Конкуренты. Ответы на приведенные ниже вопросы помогут разработчикам стратегии оценить конкурентное положение организации:
- каков уровень конкуренции в отрасли?;
- каковы масштабы конкуренции?;
- как быстро в настоящее время растут другие фирмы в отрасли?;