Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Тенденции развития предприятий насосного машиностроения
В связи с вышеизложенным, можно сделать выводы: производителям (продавцам) следует расширять номенклатуру выпускаемых насосов, предлагая новые инновационные продукты и решения, работая в плотной кооперации с партнерами и потребителями, чтобы максимального удовлетворить требования заказчиков. Из анализа изменения структуры выпуска насосного оборудования можно сделать общий вывод о заметном увеличении доли сложных и дорогих насосов. Принимая во внимание огромный потенциал и темпы экономического развития, говорить о насыщении рынка в России крайне преждевременно. Гибкий, технологичный, надежный производитель, предлагающий потребителям новые инновационные продукты, будет востребован всегда
В последние годы российский рынок нефтяных насосов демонстрировал позитивные результаты. Его развитие стимулировало изменение общих условий нефтедобычи (снижение числа «фонтанирующих» скважин и увеличение скважин, оборудованных погружными насосами), а также рост объемов добычи нефти и реализация проектов по замене основных фондов.
Приоритетными технологиями эксплуатации нефтяных скважин сегодня являются УЭЦН и ШГН, другие типы насосов не получили широкого распространения. При этом в структуре российского фонда нефтяных скважин на УЭЦН приходится 80,5 тыс. единиц, на ШГН - 66 тыс. В связи с тем, что ШГН преимущественно используются на малодебитных скважинах, их доля в структуре нефтедобычи составляет всего около 15%.
Прогнозы относительно соотношения технологий эксплуатации нефтяных скважин сводятся к тому, что коэффициент использования ШГН постепенно будет снижаться и замещаться на УЭЦН, при этом другие разновидности насосов (винтовые, струйные и др.) сохранят за собой нишевое положение на рынке.
Причинами этому служит тот факт, что многие малодебитные скважины и скважины с высокой обводненностью в последнее время выводятся из эксплуатации по причине их низкой экономической эффективности. На новых скважинах преимущественно используются насосы большего дебита (УЭЦН). За первые четыре месяца 2009 года было введено 1 145 скважин, оснащенных УЭЦН и всего 299 - ШГН.
Указанные факторы, в совокупности с рядом объективных предпосылок (высоким периодом наработки на отказ ШГН и росте межремонтного периода) приводят к тому, что на протяжении последних лет российский рынок штанговых насосов стабильно сокращается.
Сильные позиции ШГН сохраняют только в Татарстане и Башкортостане, где они по-прежнему являются доминирующим способом эксплуатации нефтедобывающих скважин, что определено устойчивым спросом со стороны таких компаний, как «Татнефть» (27% общероссийского фонда) и «Башнефть» (25%).
Несмотря на удерживаемое УЭЦН лидерство на рынке нефтяных насосов, данный сегмент в целом характеризуется стагнацией показателей. В период с 2000-го по 2006 год объемы продаж установок увеличивались, но весьма незначительно - на 3-5% в год.
Подобная стагнация темпов роста обусловлена как высоким уровнем насыщения рынка, так и внедряемыми технологическими инновациями, ведущими к увеличению наработки на отказ УЭЦН и снижению потребности в их замене.
По оценкам Research.Techart, в 2009 году, на фоне некоторого увеличения количественного потребления УЭЦН (до 19,9 тыс. штук), в монетарном выражении, рынок, напротив, продемонстрировал отрицательный прирост (снизился с 22,9 млрд рублей в 2008 году до 20,3 млрд рублей). Это связано, во-первых, с падением средних цен на УЭЦН (по данным производителей, цены на насосы по итогам первого полугодия снизились на 35%). Во-вторых, негативная конъюнктура мирового рынка привела к сокращению части инвестиционных программ российских нефтяных компаний и снижению объема средств, направляемых на техническое перевооружение скважин. Одним из следствий стало смещение спроса в сторону более дешевых моделей в базовом исполнении.