Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Организация обучения персонала
Необходимость организации обучения персонала диктуют следующие факторы: внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. Различают три вида обучения:
• подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков.
• повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности,
• переподготовка кадров - обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений и навыков в связи с овладением новой профессии.
На практике сложились две основные формы обучения персонала организации: на рабочем месте и вне его. Обучение на рабочем месте более дешевое и оперативное, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда и работник отрывается от повседневной работы (таблица 3.3.1).
Таблица 3.3.1 Классификация форм обучения
Невысокая квалифицированность персонала ухудшает многие производственные показатели. Прежде всего, это обусловлено неосведомленностью персонала об особенностях данного производства, его специфики, снижение производительности труда и потеря части прибыли. Высококвалифицированные специалисты вынуждены отвлекаются на обучение таких сотрудников, в связи с чем возникают сложности с выполнение работы. Это ухудшает моральный климат в коллективе, что препятствует созданию команды. Проведенная оценка потерь ОАО «БЗМП» от неблагоприятного воздействия не квалифицированности кадров представлены в таблице 3.3.2. Предприятие ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» относится к затратам на обучение персонала как к инвестициям. И в этом случае достаточно логичным является вопрос возврата инвестиций в обучение. Ведь если организация инвестирует средства в профессиональную подготовку своего персонала, то результат может и должен быть измерим.
Таблица 3.3.2 Потери, вызванные не квалифицированности кадров
Вид потерь |
До обучения, млн. руб. |
После обучения, млн. руб. |
Экономия, млн. руб. |
Перерывы в работе |
10,1 |
2,2 |
7,9 |
Производственные |
9,2 |
1,8 |
74 |
Снижение производительности |
12,5 |
5,3 |
7,2 |
Бухгалтерская отчетность |
8,6 |
2,5 |
6,1 |
Привлечение внешних консультантов |
6,2 |
1,2 |
5 |
Итого: |
46,6 |
13 |
33,6 |
Проанализировав ситуацию, можно сказать, что довольно выгодно предприятию потратиться на обучение персонала, заинтересовать его, тем самым улучшить качество работы и предприятия в целом. Но прежде, чем добиться такого эффекта необходимо осуществлять профессиональное обучение персонала комплексно, системно и непрерывно. И, конечно, прежде чем проводить обучение персонала предприятия, необходимо определить уровень потребности в обучении, оценить профессиональное и личностное развитие кадров. Только после этого становится возможна разработка эффективных программ. В техническом обучении кадров на предприятии «БЗМП» приняты следующие методы (таблица 3.3.3).