Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Инновации в системе мотивации персонала за рубежом
"Если ты хочешь быть хорошим руководителем, ты должен быть ближе к своим сотрудникам." - эта фраза, произнесённая Гарри Форси, президентом одной из структурных единиц компании Спринт, отражает ещё один из важнейших приёмов, применяемых топ-менеджерами. [11. - c.48-51]. Для того чтобы быть эффективным, руководитель должен быть видимым в прямом смысле этого слова. Ценность непосредственного контакта руководителя с подчинённым невозможно переоценить. Он даёт возможность использовать обратную связь в дальнейшей работе руководителя. Используя различные психологические приёмы, большинство топ-менеджеров стараются не терять постоянного контакта с подчинёнными.
Эл Зиен, исполнительный директор компании Жилетт, персонально знает практически всех сотрудников своей громадной корпорации. Постоянно встречаясь с ними во время своих поездок по различным странам, он проводит около 800 встреч ежегодно, демонстрируя свою заботу о подчинённых и интересуясь их успехами. Такие встречи предоставляют возможность для двустороннего общения, в процессе которого цели корпорации, доводятся непосредственно до людей, которые обеспечивают их достижение. Более того, они позволяют руководителю почувствовать реальную атмосферу, царящую среди сотрудников компании, проникнуться психологическим настроем и понять проблемы подчинённых, общаясь с ними напрямую, минуя несколько уровней менеджмента.
Мэри Кэй Эш - исполнительный директор компании Мэри Кэй Косметикс, отправляясь в поездки по стране или за рубеж, постоянно берёт с собой лучших сотрудников, стараясь поддерживать контакт с максимальным количеством. Приглашая новых сотрудников фирмы к себе домой и угощая их домашними сладостями, она вновь и вновь рассказывает свою историю успеха, вдохновляя их на более активную работу. Её внимательность к сотрудникам позволила уменьшить текучесть кадров в компании и сделала возможным увеличение объёма ежегодных продаж до $950 млн.
Сэм Уолтон, учредитель компании Уол-Март, полагает внимательное отношение к сотрудникам важнейшим фактором успеха руководителя. У него действует план регулярных визитов в свои магазины, расположенные в разных частях страны. Неукоснительно следуя своему плану, он регулярно встречается с сотрудниками, разговаривает с ними, наблюдает за работой магазинов и за тем, как сотрудники общаются с клиентами. Иногда он проводит целый день в грузовике, вместе с водителем осуществляя доставку товаров в магазины. Он персонально отвечает на письма, поступающие от сотрудников в штаб-квартиру компании, а все сотрудники, приезжающие в этот офис компании обязательно имеют возможность с ним встретиться. Таким поведением этот руководитель даёт сотрудникам возможность понять, что любые их предложения ценны для компании, и что руководство прислушивается к их голосу. [17. - c.225]
Из приведённых примеров видно, что мотивация персонала играет важнейшую роль и определяет качество работы компании. Это прекрасно понимает Билл Гримзи, являющийся руководителем Вискас Билдинг Сэпплайз. Его стиль управления состоит в близком общении с персоналом, который он предпочитает называть "коллегами". Для творческих сотрудников предприятия он нашёл мощный мотивационный фактор: тот сотрудник, который предложит лучшую идею месяца, получает в пользование на некоторое время один из "Ягуаров", числящихся на балансе компании. Этот простой, казалось бы, приём привёл к тому, что сотрудники начали мыслить творчески, и в первый месяц поступило около 2000 полезных предложений.
Ещё один важный мотивационный фактор, который используют многие современные топ-менеджеры - прямое участие сотрудников организации в её финансировании. Это осуществляется, как правило, путём приобретения акций компании её сотрудниками. Такой приём успешно применял Жан-Рене Форту, исполнительный директор французской компании Роне-Пулен, являющейся в настоящее время седьмой по размеру в мире фармацевтической группой, насчитывающей почти 80000 сотрудников в 160 странах [5. - c.95]. После того, как в 1982 году президент Франции национализировал компанию, она практически была разрушена, и ходили слухи о её возможном банкротстве ещё до начала нового тысячелетия. После вступления в должность Форту долги компании начали уменьшаться, а производительность труда повысилась. Первым из его шагов было условие, чтобы ведущие менеджеры компании владели её акциями в размере не менее их годового дохода. Применение этого приёма привело к тому, что после 1993 года, в котором компания была "реприватизирована", стоимость её акций удвоилась.