Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
История зарождения и формирования науки эргономики
МЭА уделяет большое внимание подготовке кадров по эргономике.
В третьем издании справочника об образовательных программах в области эргономики (человеческих факторов), который создан при поддержке МЭА и опубликован в 1994 г., содержатся сведения о 223 программах из 32 стран мира.
Параллельно с Англией в Америке тоже начинается развития эргономики. В 1945 г. П. Фиттс организовал лабораторию инженерной психологии в Военно-воздушных силах США, а Ф. Тейлор создает лабораторию человеческой инженерии в Военно-морских силах США, где вместе со своими учениками положил начало научному изучению трудовой деятельности.
В результате их исследований была создана и внедрена в производство концепция инженерного проектирования методов работы и положено начало эргономике, хотя тейлоризм рассматривал человека как часть машины или как приложение к ней.
В начале 50-х годов в США ученые выделили несколько разных терминов: инженерная психология, человекотехника или человеческая инженерия и человеческие факторы. Большинство американских специалистов считало эти термины синонимами, обозначающими одну и ту же дисциплину эргономику. Позже у американских ученых возникали попытки рассматривать инженерную психологию и человеческую инженерию как разные понятия и, как разные области деятельности. Однако эти попытки не получили признания. В частности, А. Чапанис в ряде работ предлагал считать инженерную психологию частью области человеческой инженерии - ее собственно психологической частью. Но этому предложению и сам А. Чапанис практически не следовал, рассматривая инженера-психолога и специалиста по человеческим факторам как профессионально тождественные фигуры.
В 1953 г. В США был проведен первый симпозиум по проблемам человеческих факторов в технике на национальном уровне.
Ему предшествовало интенсивное развитие исследований человеческих факторов в проектировании систем и оборудования. Для проведения таких исследований в годы войны были организованы многие университетские центры. Характер исследований требовал приложения усилий ученых разных специальностей, включаемых в целевые группы, которые занимались бы общими проблемами, а не исследованиями в рамках отдельных дисциплин.
Так, с середины и в конце 1940-х годов начата разработка правительственных и университетских исследовательских программ с целью создать фундамент для развития новой области исследования. Такие программы имели: Гарвардская исследовательская лаборатория, Школы авиационной медицины ВМФ и ВВС, Нью-Йоркский университет, Лаборатория прикладной психологии Дж. Гопкинса, колледж Тафта и т.д. Авиационные компании (Дуглас, Ганс-Вот, Локхид и т.д.) организовали лаборатории и стали регулярно использовать результаты исследований в области человеческих факторов. В эти же годы появились и первые печатные издания: «Руководство по данным инженерной психологии», «Руководство по человеческим факторам для проектировщиков», «Человеческие факторы в подводной войне» и т.д. Начиная с 1950 г. появляются и образовательные программы по человеческим факторам для университетов (университет в Иллинойсе, университет Тафта, Мичиганский университет).
В 1957 г. образовано Общество инженерных психологов как отдельное подразделение Американской психологической ассоциации. Тем не менее, все острее ощущалась необходимость в создании национальной профессиональной организации, объединяющей специалистов в области человеческих факторов в технике, и издании соответствующего журнала.
В 1957 г. в США возникло Общество человеческих факторов, в создании которого принимали участие члены английского Эргономического исследовательского общества. В 1958 г. вышел первый номер американского журнала «Человеческие факторы». Кроме того, в США ежемесячно издается «Бюллетень Общества человеческих факторов». Термин «человеческие факторы» возник в результате буквального перевода и сокращения американского выражения «техника человеческих факторов» (human factors engineering) и получил распространение главным образом в США, где он обозначает область знания и новую профессию, которую в Европе определяют термином «эргономика». Человеческие факторы и эргономика как сферы научных исследований имели некоторые различия на первых этапах своего развития, хотя и тогда они представляли одно направление исследований. Тенденция развития такова, что различия между ними все больше нивелируются, а само направление исследований обогащается за счет органического сближения исследования человеческих факторов и эргономики.