Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Концепция формирования имиджа организации
На рисунке 2 показаны основные факторы (или источники информации), которые обычно используются сотрудниками и внешними группами при формировании имиджа организации. Эта схема позволяет критически взглянуть на управление корпоративным имиджем, поскольку она демонстрирует и логику, и сложность процесса формирования имиджа. Исследования поведения сотрудников свидетельствует о том, что решающее влияние на их поведение внутри организации и вне ее оказывает их убеждение в позитивном имидже организации у внешней аудитории. Если внешняя аудитория положительно относится к их организации, то они купаются в лучах ее славы. Это, в свою очередь, может привести к повышению уверенности в себе, стремлению к сотрудничеству и пробуждению гражданских чувств. Эта взаимосвязь показана на рисунке в виде пунктирной стрелки, изображающей обратную реакцию.
На рисунке 2 также видно, чем менеджерам нужно руководствоваться при принятии решений. Маловероятно, что простое изменение корпоративных символов организации сильно повлияет на имидж, создавшийся у сотрудников или внешних групп. Для того чтобы люди начали относиться к организации совершенно по-другому, изменения должны коснуться некоторых базовых аспектов деятельности организации, таких, например, как стиль и методы работы сотрудников, постоянно общающихся с внешней аудиторией; качество услуг; корпоративная культура. Решительные действия (типа изменения корпоративного слогана или создания программы по формированию лояльности потребителей), редко эффективны сами по себе. Если организация не предпринимает комплексных мер для достижения конкретного благоприятного имиджа, то внешние группы корпоративной аудитории начинают относиться к ее деятельности с изрядной долей цинизма. /8/
Влияние внутренних факторов на имидж организации во внешней среде
Основная мысль заключается в том, что процесс превращения благоприятного имиджа организации в стратегический актив начинается внутри самой организации. Когда организация выстраивает свой благоприятный имидж изнутри, то есть на основе своих ценностей, политики, способностей, культуры и обязательств перед корпоративной аудиторией, то у нее появляется возможность представить себя как организацию ответственную, уникальную, надежную, порядочную и достойную доверия. Поскольку и большинство людей также придерживается этих ценностей, то созданный на этом фундаменте имидж можно легко превратить в хорошую корпоративную репутацию или супербрэнд. Кроме того, для многих организаций это и единственный выход. Больший смысл имеет подчеркнуть ответственность корпорации перед клиентами. /7/
Хорошие супербрэнды являются стратегическими активами, которые позволяют организациям, расти и выходить на новые рынки. Плохие же супербрэнды становятся обузой. В начале 1980-х гг. Дженерал Моторс решила создать компанию Сатурн, чтобы конкурировать с импортом машин из Японии, пусть и небольшим по объему, но подрывавшим устои уже давно сформировавшегося рынка. С какой стороны ни посмотри, компания Saturn символизировала маркетинговый успех. Причем настолько большой успех, что в 1998 г. 40% людей по-прежнему не знали о том, что она является подразделением Дженерал Моторс.
Учитывая потенциальную сложность задачи по управлению имиджем, нужно оценить, насколько попытка активного управления этим стратегическим активом будет адекватна затраченным усилиям. Ответ состоит из двух частей. Во-первых, это зависит от того, имеет ли организация в настоящее время действительно негативный имидж и репутацию. В данный момент, если не располагать необходимой аналитической информацией, то за отправную точку можно взять личную оценку, сделанную членами управленческой команды. Во-вторых, насколько важна репутация для достижения хороших практических и финансовых результатов. Так как затруднительно брать в расчет случаи, когда репутация не сможет помочь, то необходимо оценить, сколько будет стоить достижение этих результатов. В этом случае ответ менее очевиден.