Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Совершенствование управления предприятием на примере ГРК Русский Дворик
В последние годы развитию туризма уделяется большое внимание. Туризм становится интенсивно развивающейся и эффективной отраслью.
Значение и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно. Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. В ХXI веке туризм превратился в одно из наиболее значимых социальных явлений.
Составной частью туризма является индустрия гостеприимства, обеспечивающая услуги по размещению, питанию, транспорту и отдыху гостей. Согласно этим целям в отрасли создаются и функционируют предприятия и организации.
Индустрия гостеприимства - это, без сомнения, индустрия, работающая на благо людей, она должна удовлетворять их запросы и потребности.
Развитие индустрии гостеприимства представляет обширный рынок рабочих мест. В настоящее время каждый пятнадцатый человек на планете трудится в сфере гостиничного и туристского бизнеса.
Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах, пансионатах и в других средствах размещения за вознаграждение.
Индустрия гостеприимства охватывает разные группы организаций, связанные с туризмом и отдыхом, которые предоставляют социальные и персональные услуги. Туристские услуги, в том числе и в рамках гостиничного обслуживания, отнесены к социально-культурным услугам. Они строятся на принципах современного гостеприимства, что повышает их роль в развитии мирового туризма, а также ставит определенные задачи в системе подготовки кадров для туристско-гостиничного сервиса.
Понятие «гостеприимство» старо, как сама человеческая цивилизация. А термин «гостеприимство» завоевал особую популярность в последние годы не только во всем мире, но и в нашей стране.
Тема дипломного проекта интересна тем, что важное место в индустрии гостеприимства занимает гостиничный бизнес, демонстрирующий более широкую и разнообразную организационную структуру, чем другие секторы индустрии. В сфере въездного и внутреннего туризма гостиничный сервис включает в себя целый комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим перспективы развития туризма в стране, конкурентоспособного в мировой системе туристского бизнеса. Предприятия индустрии гостеприимства имеют общие характеристики, которые определяют природу индустрии гостеприимства. А последняя формирует организационную структуру предприятий, определяет их управленческую политику и операции. Но так как не все характеристики обязательны для каждого сектора или предприятия, при разработке их организационной структуры необходим индивидуальный подход.
Актуальность темы дипломного проекта заключается в том, что управление предприятием - ключевой момент его функционирования, от которого зависят многие детали его поведения на рынке, а также прибыль, получаемая им. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать технологии управления предприятием, менять структуру управления, применять современные методы управления.
Гостиницы и рестораны - это не только важнейший вид предприятий хозяйственно-экономической деятельности, но и сложная организационная структура, характеризуемая распределением целей и задач управления между целыми подразделениями и отдельными работниками. Процесс формирования гостиничного предприятия, предназначенного для оказания гостям услуг размещения и питания, не заканчивается строительством здания, оформлением интерьеров и оснащением номеров, а также образованием юридического лица. Дело в том, что в последние годы гостиничный бизнес претерпел весьма существенные изменения в плане организации деятельности по предоставлению услуг. Современная гостиница представляет комплекс по производству определенного вида продукта - гостиничной услуги. Нет сомнений в том, что огромный коллектив не сможет эффективно выполнять свои функции, если не будет соответствующим образом организован. Для выполнения задач по обслуживанию гостей каждое предприятие гостеприимства создает собственную структуру, которая зависит от множества факторов, в первую очередь от вместимости и специализации данного средства размещения.
Организационная структура предполагает необходимость членения процесса производства гостинично - ресторанной услуги на отдельные операции, а коллектив предприятия - на группы, ответственные за определенные участки обслуживания. Вместе с тем, для того чтобы сохранить целостность процесса, необходимо осуществлять координацию и управление его разрозненными частями. Корректная разработка организационной структуры - это главный показатель эффективного организационного преобразования. Совершенствуя организационную структуру, можно совершенствовать и исполнение работы. Организационная структура , относясь к явлениям нематериального плана, создает реальные предпосылки для успешной деятельности предприятия.
Объект исследования - управление предприятием.
Предмет - совершенствование управления предприятием гостеприимства.
Цель дипломного проекта - разработка рекомендаций по совершенствованию управления в ГРК «Русский дворик».
В соответствии с объектом и предметом исследования и для достижения данной цели будут решены следующие задачи:
изучить теоретические основы управления предприятием;
проанализировать деятельность ГРК «Русский Дворик»;
разработать рекомендации по совершенствованию управления ГРК «Русский Дворик»;
дать оценку экономической эффективности предложенных рекомендаций.
В ходе работы над дипломным проектом используются следующие методы исследования:
изучение научной литературы по данной теме;
сопоставление теоретического и научного исследований в области построения организационных структур управления и практического их применения;
анализ деятельности типовых предприятий;
беседы со специалистами и работниками гостиничных предприятий.
Теоретической базой исследования являются научные труды в области туризма (Квартальнов В.А., Зорин И.В., Папирян Г.А., Гуляев В.Г.), в области экономики (Балабанов И.Т., Котов А.Б., Селезнева О.А.), в области менеджмента (Уткин Э.А., Веснин Р.В.; Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А., Ляпина И.Ю.), в области гостеприимства (Соловьев Б.А., Уокер Дж.Р., Браймер Р.А.). Также проанализированы положения, постановления и другие документы, касающиеся данной темы. Изучен материал, который представлен в периодических изданиях, газетах, журналах.
Новизна дипломного проекта заключается в том, что предложена новая организационная структура предприятия с введением новой должности заместителя управляющего, что повлечет за собой улучшение технологий управления ГРК «Русский Дворик».
Прежде всего, система управления должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциям и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - с другой.
Практическая значимость заключается в применении разработанных рекомендаций по совершенствованию управления предприятием в ГРК «Русский Дворик» и других аналогичных предприятиях гостеприимства.
На всех предприятиях гостеприимства связь структуры с ключевыми понятиями управления - его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями - свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации. Именно поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное влияние принципам и методам формирования, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам.
Дипломный проект состоит из четырех глав. В первой главе рассматриваются теоретические основы организации и управления предприятием, основные понятия, задачи и принципы управления, влияние организационной структуры управления на эффективность деятельности предприятий, функции, методы и стили управления.
Система управления предприятием необычайно разнообразна и несомненно важна. Для каждого предприятия свойственна своя структура, отвечающая его требованиям.
Организационная структура предприятия характеризуется совокупностью рабочих мест, должностей, органов управления и производственных подразделений, форм их взаимосвязей, обеспечивающих достижение стратегических целей предприятия. Она формируется исходя из требований долговременного обеспечения его конкурентоспособности, экономической эффективности, целесообразности и рациональной кооперации.
В рамках организационной структуры предприятия выделяются две основные составляющие: структура управления и производственная структура.
Под структурой управления предприятием понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных закономерностей, находящихся между собой в определенных отношениях, обеспечивающих функционирование хозяйствующего субъекта как единого целого.
Структура - это мотивированная форма производственных взаимоотношений между службами, обладающими определенными правами, полномочиями, функциональными обязанностями.
Управлять структурой предприятия - значит оптимально распределять цели и задачи между структурными подразделениями (службами, сменами, бригадами и т. п.) и каждым отдельным работником предприятия.
Структура управления, таким образом, определяется составом органов управления предприятием, характером их специализации, т. е. составом задач управления и формами координации их деятельности. Закрепяется она Уставом предприятия и документально оформляется специальными положениями об отраслях услуг, должностными инструкциями всех уровней управления.
Самыми распространенными разновидностями структур управления являются: линейная, линейно-штабная и многолинейная (функциональная).
Для структуры управления предприятием характерны звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления предприятия относятся структурные подразделения, отдельные специалисты, выполняющие функции управления, либо часть их, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. Связям между отделами (подразделениями) присущ горизонтальный характер.
Уровень управления представляет собой совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в принципах подхода к управлению предприятием. Ступени управления строятся в вертикальном соотношении и подчиняются по иерархии друг другу.
Высший уровень предприятия может быть представлен председателем совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Высшее руководство делится на два подуровня: полномочное управление и общее руководство.
Общие решения стратегического характера принимаются владельцами и генеральным директором. Владельцем при этом может быть частное лицо или целая корпорация.
Выбор формы управления определяется многими факторами, в числе которых - форма собственности предприятия, имеющиеся в распоряжении ресурсы, сформировавшиеся взгляды на вопросы разработки маркетинговой политики, структура топ - менеджмента, управления ресурсами, применяемая система качества и т. п.
Во второй главе анализируется управления деятельностью ГРК «Русский Дворик»: дается характеристика деятельности ГРК «Русский Дворик», анализ организационной структуры комплекса, исследование структурных подразделений - служб гостиницы и ресторана, их организации и работы, а также анализ деятельности ГРК по управлению персоналом. Все это позволит наметить необходимые изменения для более эффективного управления ГРК «Русский Дворик».
Не существует идеальной и единой модели управления гостинично-ресторанным комплексом. Но все решения обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей клиентов и опираются на общие закономерности и элементы.
Любое предприятие гостеприимства должно иметь формальную организационную структуру, выполняющую свою миссию и нацеленную на достижение определенных задач, и ГРК «Русский Дворик» не является исключением из правил.
Процесс управления и выполнения работ на предприятии происходит в рамках организационной структуры.
Управление персоналом в широком понимании в ГРК «Русский Дворик» находится на стадии зарождения. Имеют место стандартные формы мотивации, наказания, продвижения по службе. Адаптации работников в коллективе не уделяется должного внимания: пуская процесс адаптации на самотек, руководителю часто приходится подавлять конфликты, возникающие между новыми работниками и «старожилами» предприятия. Безусловно, подобная ситуация недопустима при желании руководства видеть профессиональный коллектив, работающий в здоровой атмосфере и приносящий предприятию не только финансовый доход своей деятельностью, но и преимущества прогрессивного характера в современной среде сильной конкуренции на рынке туристских услуг.
В третьей главе разрабатываются рекомендации по совершенствованию управления ГРК «Русский Дворик».
Для повышения эффективности функционирования организации управления ГРК «Русский Дворик» предлагается ввести должность заместителя управляющего.
Заместитель управляющего - это сотрудник, который осуществляет контроль исполнения работниками поручений, а также отвечает за благоприятное впечатление гостей от ГРК в целом.
Основной целью введения данной должности является усиление контроля за работой комплекса в целом и персонала в частности, что позволит улучшить качество обслуживания клиентов, снизить нагрузку управленческих звеньев различных уровней, а также:
снять нагрузки с управляющего;
оперативнее решать поставленные задачи и возникающие проблемы;
- уделять больше внимания персоналу ГРК.
В связи с введением новой должности предлагается новая организационная структура ГРК «Русский Дворик». Также совершенствуются методы управления комплексом.
Таким образом, система управления предприятием, чтобы быть конкурентоспособной, должна активно влиять на повышение эффективности деятельности гостинично - ресторанных комплексов, пересматриваться по мере необходимости ежегодно или чаще в зависимости от условий деловой активности, изменений объема должностных обязанностей персонала с учетом роста его квалификации и возможностей.
Также важным критерием оценки организационной структуры управления является ее восприятие людьми, которым предстоит работать в новых условиях. Идеальным вариантом является такая структура, которая позволяет персоналу работать как единой команде.
В четвертой главе даются теоретические положения оценки затрат, а также приводится расчет затрат на реализацию предложенных рекомендаций.
В заключении дается оценка выполнения поставленных задач и приводятся выводы.
Теоретические основы управления предприятием
- Организационные структуры предприятия
- Формы управления предприятиями
- Функции, методы и стили управления
- Характеристика деятельности гостинично - ресторанного комплекса «Русский Дворик»
- Анализ организационной структуры гостинично - ресторанного комплекса «Русский Дворик»
- Анализ управленческой деятельности гостинично - ресторанного комплекса «Русский Дворик»
- Рекомендации по совершенствованию организационной структуры
- Рекомендации по совершенствованию управления ГРК Русский Дворик
- Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций